В канун Дня Победы мы вспоминаем улицы-герои Челябинска






Поистине, немногие жители нашего города знают героев Великой Отечественной Войны, в честь которых названы улицы Челябинска.
Мы привыкли в разговорах использовать фамилии этих людей, указывая ориентиры, назначая место встречи, иногда даже небрежно коверкаем и сокращаем их.
Мы часто даже не задумываемся и не интересуемся, какая судьба кроется за тем или иным названием, и почему улица названа именно в честь этого человека.
Фамилии этих героев можно встретить в разных уголках нашего города. Это может быть как большая улица, так и совсем маленькая, но каждая из них названа в честь героя, которому обязаны все последующие поколения.
Ведь если бы не его самоотверженность и преданность своему народу, вряд ли бы мы сейчас существовали как жители России.
Память об участнике войны и его подвиге — это та малая дань, которую каждый из нас в состоянии заплатить, ведь этот герой отдал гораздо большее.
В южноуральской столице много «фамильных» улиц. В честь кого они названы, мало кто знает. А жаль! Подчас чье-то имя — синоним великого подвига.

Челябинцы моложе 30 лет уже плохо помнят героев войны. Они могут жить на улице Хохрякова или Савина , прогуливаться по улице Ковшовой или Доватора, проходить на работу или в школу по улице Овчинникова или Комаровского, но ничего толком при этом не знают о подвигах этих людей. И мы решили вспомнить эти героические истории.
В канун Дня Победы мы вспоминаем улицы-герои.



Наташа Ковшова уничтожила 200 фашистов
Наташа Ковшова росла хрупкой и слабой, даже в школу ей разрешили ходить только с девяти лет. Но воля у девочки была завидной. На фронт она напросилась сама. И ушла не санитаркой, а снайпером. Все задания девушка выполняла «на пять». У села Рутчева, например, уничтожила вражеских пулеметчиков, засевших на колокольне, и вынесла с поля боя раненого командира. А всего за время службы Ковшова обезвредила около 200 фашистов. В марте 42-го Наташа получила ранение, в мае — опять. Но из госпиталя Ковшова всегда возвращалась на передовую.В августе 42-го группа снайперов, в том числе и Наташа, попали в окружение немцев. Командир был убит. Тогда Ковшова, которой было 22 года, взяла командование на себя. Однако силы оказались неравными: после длительной перестрелки в живых остались только раненая Наташа с подругой. Когда у девушек закончились патроны, а немцы подползли близко, девушки взорвали себя и врагов последней гранатой. Сегодня имя Ковшовой носит одна из улиц Челябинска в поселке АМЗ.  Она очень красивая и зеленая летом.

Бурденюк сгорел в самолете с легендарным Гастелло
О подвиге легендарного летчика Николая Гастелло наслышан всякий. Когда в бак его машины попал немецкий снаряд, Гастелло направил охваченный пламенем самолет на колонну вражеских автомобилей. От удара воздушного судна взорвались десятки цистерн с бензином. Случилось это в первые дни войны на территории Белоруссии. Вместе с Гастелло погиб экипаж самолета, в том числе штурман, выпускник Челябинского авиационного училища Анатолий Бурденюк — ему только-только исполнилось 19. За три года до этого он бросил школу, чтобы стать летчиком. Диплом получил накануне войны. Прослужил всего несколько месяцев, а на фронте погиб уже в третьем по счету сражении. Его останки, увы, не нашли…
В середине 2000-х ЧВАКУШ отмечал юбилей — училищу штурманов стукнуло 70 лет. По этому поводу здесь решили увековечить память героя. В его честь назвали главную улицу военного городка.

Танк Ивана Гончаренко первым вошел в Прагу

Утром 9 мая 1945 года в Берлине уже фактически отмечали Победу, а в Праге еще шли бои. «Руда Армада, на помощь!» — неслось по радиоволнам из восставшего города. Руда Армада — в переводе с чешского «Красная Армия». Этот сигнал поймали в Уральском Добровольческом танковом корпусе и отправились на подмогу. Впереди шла челябинская бригада. Головным танком командовал украинец Иван Гончаренко. Он первым ворвался в горящую Прагу, захватил мост через реку Влтава и вступил в бой с 13 самоходками немцев. Танк подбили, но раненый Гончаренко продолжал стрелять из горящей машины. Во время второго попадания в танк командир был убит. Ему едва исполнилось 25 лет. Спустя две недели жители Праги открыли в центре любимого города памятник-танк русским освободителям. Сегодня в Праге, как и в Челябинске, также есть улица имени Гончаренко.




Семен Хохряков открыл Советской Армии дорогу на Берлин
Семен Хохряков родился в Коелге (Еткульский район) прямо под Новый 1916 год! Но жизнь его вышла совсем не сказочной. Как и многих ровесников Хохрякова, ее опалила война. В конце 30-х герою пришлось сражать с японцами на Востоке, а в 41-м политрука Хохрякова перебросили на Западный фронт. К концу войны Семен командовал танковым батальоном. Его танкисты освобождали почти всю Европу. В одном из боев четыре танка нашего батальона сумели вывести из строя 25 танков противника! Самое непростое сражение завязалось у польского города Ченстохов: пройдя с боями более 200 километров и освободив городок от фашистов, батальон Хохрякова открыл путь нашей Армии на Берлин. За годы войны Семен Хохряков получил четыре ранения. До Дня Победы он не дожил три недели — погиб в бою под Берлином 17 апреля. Майору и дважды Герою Советского Союза на тот момент было всего 30 лет.



Танк Федора Суркова — первый памятник в СССР
Федор Сурков почти 40 лет носил в легких осколки от ранения во Львове. В этом городе механик танка Т-34 и стал Героем Советского Союза. На фронт Сурков уходил из Челябинска в 43-м году вместе с Уральским добровольческим танковым корпусом и воевал до самой Победы. Летом 44-го года экипаж его танка получил приказ водрузить Красное Знамя на ратуше Львова. Ценою жизни старшины Марченко это задание было исполнено, а танк продолжил бой. Оказавшись отрезанным от своих, Сурков трое суток водил машину по улицам Львова. Когда погиб командир, он стал командовать сам. На четвертые сутки фашистам удалось подбить танк, но Федор стрелял из горящей машины, пока было возможно…
После Победы челябинец Федор Сурков поселился во Львове
Врачи госпиталя запретили Суркову возвращаться на фронт. Однако Федор вернулся и сражался за Польшу и за Прагу, а через месяц после Победы прошел с парадом по Красной площади в Москве. После войны Сурков остался во Львове и работал директором рынка, умер в 70-е годы. В честь героя во Львове назвали улицу, а его танк стал первым памятником-танком во всем Советском Союзе. В Челябинске имя Федора Суркова носит одна из улиц Ленинского района.


Евгений Овчинников не смог уйти от немецких собак
Есть в Челябинске, неподалеку от железнодорожного вокзала, улица Евгения Овчинникова. Ее назвали в честь нашего земляка, который учился здесь во второй школе. Перед войной Евгений окончил училище штурманов в Оренбурге, а в 41-м ушел на фронт, хотя ему предлагали инструкторскую работу. Штурман Овчинников и его летчик Шалико Козаев считались лучшим экипажем в полку.
В январе 43-го года под Воронежем им поручили доставить приказ в удаленную часть. До советских позиций Овчинников и Козаев долетели спокойно. На обратной дороге их машину подбили фашисты. Раненый Шалико посадил объятый пламенем самолет на краю деревни. Товарищи смогли выбраться из кабины, но тут же заметили бегущих немцев. Козаев остался отстреливаться от врагов, а Евгению дал задание передать нашим ответное донесение. Но далеко уйти не удалось. Гитлеровцы пустили за Овчинниковым собак и взяли штурмана в плен. Правда, допрашивали недолго. Советская артиллерия начала обстрел хутора, и немцы в спешке расстреляли Евгения. Парню было всего лишь 22 года.





Фронтовик Комаровский отличился в тылу

Большинство улиц-героев в Челябинске названы в честь людей, отличившихся на поле битвы. Улица Комаровского — исключение. Человек, давший ей свое имя, прошел испытание фронтом, но главный свой подвиг совершил все же в тылу. Весной 42-го Пятая саперная армия во главе с бригадным инженером Александром Комаровским в полном составе покинула рубежи Сталинградской битвы и была переброшена на Урал строить Челябинский металлургический завод, где потом выпускали металл для снарядов и танков. Пуск первой очереди намечался на 44-й год. Однако строительство с первых же дней приобрело «характер штурма». Даже лютые морозы 42-го и 43-го года не останавливали работу. Уже в апреле 43-го года героический труд строителей и организаторские способности генерала Комаровского позволили провести первую плавку.
Генерал Комаровский строил Челябинский металлургический завод
Считается также, что позже именно Комаровский предложил место под строительство химкомбината «Маяк» и «атомного» города Озерска. Кстати, он первым из военных инженеров страны получил звание генерала армии. Именем Комаровского названа улица в Металлургическом районе.

За голову Льва Доватора немцы обещали 100 тысяч
Это трудно представить, но Лев Доватор воевал на коне! И даже командовал кавалерией, состоящей из нескольких полков казаков. Его конное соединение выезжало во вражеский тыл и громило штабы, транспорт, коммуникации. Немецких солдат подопечные легендарного комиссара рубили саблями. Уже в августе 1941-го советские конники прорвали оборону немецких войск на Смоленщине и углубились в тыл врага аж на 100 километров. Они уничтожили 2,5 тысячи фашистов, 9 танков и более 200 машин, несколько военных складов. А немцы в отместку сожгли родную деревню Доватора под Витебском и назначили за его голову вознаграждение — 100 тысяч рейхсмарок. Но кавалеристы были неуловимы.
В декабре 41-го года корпус генерал-майора Доватора был переброшен к реке Рузе в Московской области. Лев решил лично осмотреть расстановку противника и поднялся на высокий берег реки. Тут его и сразила пулеметная очередь. Доватор, которому было 38 лет, погиб на месте. Через два дня он стал Героем Советского Союза, но гибель Доватора от народа очень долго скрывали, ведь он был легендой. Доватор никак не связан с Челябинском, но его имя носит одна из улиц в Советском районе. А всего по стране таких 23. Похоронен герой на московском Новодевичьем кладбище.

Федор Савин променял бронь на подвиг
Федор Савин мог запросто не ходить на войну. У первого секретаря Тракторозаводского райкома партии была надежная бронь. Но он считал, что нужнее на фронте. Разрешение воевать Савин выбивал лично, в Свердловске. И его отпустили — политруком. Однако в штабе наш земляк не сидел, то и дело срывался и ехал на передовую. Однажды Савин помог разведчикам взять «языка». Дело было зимой, вокруг — горы снега. Федор предложил выкопать тоннель и по нему выйти к немцам. Операция удалась, а комиссара за нее наградили. 2 марта 43-го года стрелковый полк, где служил 37-летний Савин, попал в окружение. Случилось это под Харьковом, на Украине. В ожесточенном бою наш земляк пал смертью храбрых и был похоронен в братской могиле. Вместе с ним в ней лежали еще 400 человек, но только 40 из них, в том числе Савина, опознали. Имя Федора Савина носит улица на ЧТЗ.

Филипп Безруков довел фашистов до ярости
До войны Филипп Безруков работал помощником машиниста в Челябинске, а в 41-м ушел воевать. Дело нашему земляку выпало непростое — Филипп стал минером и очень быстро попал в спецназ, который работал в тылу врага. Последний бой в 43-м году он принял в лесах под Смоленском. Немцы строили мощные укрепления и подвозили боеприпасы, готовясь к важному наступлению. А минеры-разведчики с партизанами разрушали их коммуникации, взрывали склады, пускали под откос поезда. В начале мая группу Безрукова окружили, но наши бойцы не хотели сдаваться. Они отбили несколько атак, а, когда кончились даже гранаты, пошли врукопашную. Более трех часов шесть советских бойцов сражались с врагами, бившими по ним из пушек и с воздуха. И лишь когда погиб последний гвардеец, фашисты заняли высоту. Фашисты не верили, что оборону держали шестеро человек, ведь тела погибших немцев увозили на трех грузовиках. В бессильной злобе они набросились на останки героев: истязали тела штыками, выкололи глаза. Местные жители похоронили минеров на месте последнего боя. Посмертно все они стали Героями Советского Союза. Филиппу Безрукову было только 23 года. В память о его подвиге названа улица в Ленинском районе.



Комментариев нет:

Отправить комментарий